Инженеры НАСА разобрались с главной проблемой на марсоходе Curiosity

© NASA / JPL-CaltechКолеса муляжа марсохода Curiosity на Земле

Инженерная команда марсохода Curiosity разработала специальную программу для управления работой колес четвертого ровера НАСА, которая спасет их от дальнейшего повреждения и полного разрушения, сообщает Лаборатория реактивного движения НАСА.

«Если колеса марсохода наезжают на острую гальку, то она может легко попасть в промежутки между сегментами покрытия колес и разрушить их мягкий алюминиевый обод. По этой причине состояние колес марсохода давно беспокоило нас – хотя мы и уверены в том, что он проживет еще долгие годы, мы все равно хотели максимально продлить жизнь колес», — рассказывает Арт Ранклин (Art Ranklin) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США).

Марсоход Curiosity, четвертый ровер НАСА, приземлился на поверхность красной планеты 6 августа 2012 года после сложнейшей процедуры посадки, которую участники миссии и журналисты окрестили «семью минутами ужаса». За минувшие годы марсоход успешно выполнил все основные задачи поставленной перед ним миссии, обнаружив следы существования теплых пресноводных озер и рек на Марсе, и совершил множество других открытий. НАСА: Curiosity передал на Землю панораму миллиардов лет истории Марса

Curiosity был построен c расчетом на большую долговечность, в том числе и за счет радиоизотопного генератора тепла и электричества, работающего на российском плутонии-239, однако за минувшие годы пилотам миссии и инженерам уже приходилось решать ряд технических сложностей, заставивших команду Curiosity задуматься о безопасности ровера.

К примеру, примерно через 1,5 года после начала миссии выяснилось, что алюминиевые колеса Curiosity недостаточно прочны для движения по острому скалистому грунту, из-за чего сейчас НАСА двигает ровер «задним ходом» для минимизации повреждений.

Повреждения, как выяснили инженеры НАСА, возникают не из-за того, что колеса изготовлены из некачественных или слишком мягких материалов, а из-за особенностей в конструкции колес Curiosity. Они, как объясняет Ранклин, представляют собой не цельную конструкцию, а набор из пластин, соединенных с тонким алюминиевым ободом колеса и похожих на звенья гусеницы трактора. Марсоход Curiosity начал восхождение к вершине горы Шарп

Подобная структура колес позволяет марсоходу взбираться по крутым склонам и не соскальзывать с них при движении вниз, но она, как объяснил Ранклин, и является причиной того, почему колеса Curiosity начали быстро повреждаться.

Дело в том, что при движении вниз по склону задние колеса ровера начинают «вдавливать» переднюю пару колес в грунт, если они в этот момент проскальзывают или не могут закрепиться на нем. В этот момент, если передние колеса сталкиваются с острыми кусочками гальки, эти камни могут попасть в промежутки между их сегментами.

Для решения этой проблемы НАСА пришлось построить дополнительный муляж Curiosity на Земле и проанализировать те факторы, которые заставляют задние колеса марсохода проскальзывать при движении по склонам. НАСА: озера древнего Марса были теплыми и похожими на земные водоемы

Результатом всех этих изысканий стала специальная программа, которая постоянно анализирует то, как каждое из шести колес Curiosity давит на грунт, и управляет движением каждого из них в режиме реального времени. Благодаря ей марсоход может двигаться с такой скоростью, при которой колеса не будут проскальзывать и вдавливать друг друга в гальку и другие потенциально опасные предметы, а также буксовать или проворачиваться на месте.

Протестировав ее работу на Земле, инженеры НАСА несколько недель назад отправили ее на марсоход, и сейчас руководство НАСА и миссии официально разрешили использовать ее на поверхности Марса. Как надеются Раклин и другие создатели этой программы, она позволит колесам марсохода прожить не меньше времени, чем проработают его радиоизотопные источники питания, которые могут прожить еще около 8-10 лет.

Источник: ria.ru

Написать ответ