От билета до кольца: история проездных московского метро

Фото: Виктор Гусейнов, КП

Несколько дней назад в столичном метро появился необычный вид проездных — кольцо. Пока счастливые обладатели полезного аксессуара тестируют новинку, Teleprogramma.pro вспоминает всю историю билетов метрополитена.

Первые пассажиры метрополитена, открытого в мае 1935-го года, покупали для проезда картонные билеты стоимостью 50 копеек. Проездные проверялись и компостировались контролером при входе на станцию и действовали лишь 35 минут. Чуть позже, в 1936-м году, в метро установили автоматы для продажи бумажных билетов: испытания 10 автоматических касс начались на станции «Красные ворота». Пассажиру необходимо было опустить в прорезь две 15-копеечные монеты и повернуть ручку, чтобы получить свой билет.

Первые билеты в метро

Первые билеты в метро

Первые билеты в метро

Первые билеты в метро

Первые билеты в метро

Первые жетоны появились еще в 1935-м году — также в рамках эксперимента — и широкого распространения не получили. Массовое их внедрение произошло в конце 50-х: теперь пассажиры покупали металлические жетоны за 30 копеек. Правда, недолго.

С 1 января 1961-го года, после денежной реформы в Советском Союзе, проезд стал стоить 5 копеек. В турникет опускали именно монету — никаких билетов, карточек и жетонов. Удобство налицо: билет заранее покупать не нужно, хранить бумажный проездной до конца поездки — тоже. Данная система оплаты просуществовала целых 30 лет. С 1 апреля 1991 года стоимость проезда выросла в три раза: теперь турникеты принимали 15-копеечные монеты либо «серию» из трех «пятаков». Аппараты, настроенные на прием более мелких монет, были оборудованы специальными светодиодами: одна монета — одна зажженная лампочка, три монеты — зеленый свет для прохода.

В 1992 году цена  на проезд в метро подскочила до 50 копеек и еще неоднократно менялась (рубль — в июне, три — в декабре, 30 рублей — в октябре 1993-го). Оплачивать проезд непосредственно монетами стало неудобно, потому в оборот были введены металлические жетоны, а позже — пластиковые бледно-зеленого цвета. Их использование  прекратилось в 1999-м году.

Следующее поколение проездных — карты с магнитной лентой. Такой билет пропускали через механический валидатор, а на обратной его стороне отпечатывалась необходимая для пассажира и контролера информация: дата и время прохода через турникет, срок действия билета, число оставшихся поездок. В 2008 году такие билеты перестали существовать, а на смену им пришли знакомые нам бесконтактные карты.

Магнитные билеты в метро

Но эволюция не закончилась. В 2017-м году у москвичей и гостей города появилась возможность купить проездные в виде брелоков (350 рублей), силиконовых браслетов (450 рублей) и керамических колец (2200 рублей) со встроенным чипом «Тройки». Главный плюс: теперь проездной не затеряется и будет всегда под рукой — и даже на ней.  Первые браслеты раздавали 10 сентября в «Лужниках», где проходили праздничные мероприятия в честь годовщины открытия МЦК. Влюбленным, зарегистрировавшим свой брак в этот день, дарили кольца — со специальным дизайном.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Полезные сувениры продают на стойке «Живое общение»  (м. «Пушкинская») и в двух специализированных магазинах (м. «Маяковская» и «Трубная»). Вот только первые кольца и браслеты разлетелись за считанные часы — остается ждать дополнительную партию.

Фото: КП/www.metro.ru

Источник: teleprogramma.pro

Написать ответ